Союзкурорт

Сохраняем традиции
санаторно-курортного дела с 1932 года!
Мы идём в ногу со временем!

Мы в ВКонтакте

Gelendgikpark

СПРАВКА к заседанию коллегии "О проекте Концепции государственной политики развития курортного дела

Санаторно-курортное лечение / Документы / СПРАВКА к заседанию коллегии "О проекте Концепции государственной политики развития курортного дела

СПРАВКА
к заседанию коллегии "О проекте Концепции государственной
политики развития курортного дела в Российской Федерации"

 

  
В общегосударственной системе здравоохранения страны важное место отводится санаторно-курортной помощи, позволяющей целенаправленно и высоко эффективно осуществлять оздоровление населения и проводить реабилитацию больных лиц. В основу санаторно-курортной помощи положены наиболее гуманные, социально и научно обоснованные прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена сохранением неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения и той ролью в их преодолении, которая отводится курортному делу в современной концепции развития российской системы здравоохранения.

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения.

Внимание к проблемам организации санаторно-курортной помощи населению во многом обусловлено многообразием и богатством природных лечебных ресурсов России. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса страны.

В условиях курорта, при использовании различных природных лечебных факторов, достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах времени в лечении ряда хронических заболеваний, а такие тяжелые болезни как туберкулез, врожденные и приобретенные дефекты опорно-двигательного аппарата и, особенно, спинальные заболевания вообще не имеют альтернативы по сравнению с методами лечения в специализированных санаториях. Полученные научные факты убедительно свидетельствуют, что после санаторного этапа долечивания больных с инфарктом миокарда, нарушениями мозгового кровообращения, после операций на сердце, крупных сосудах и других, значительно сокращаются сроки временной нетрудоспособности, существенно снижается уровень инвалидизации, резко увеличивается доля пациентов, вернувшихся после тяжелого недуга к труду и активной жизни.

Выполненными научными исследованиями доказано, что в условиях санатория достигаются наилучшие показатели в реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в оздоровлении часто болеющих детей и лиц, проживающих в экологически неблагоприятных регионах.

В целях сохранения и развития курортного дела в России принят Федеральный закон № 26-ФЗ от 23.05.1995г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", которым определены принципы государственной политики и регулирования отношений в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Вместе с тем, данный закон не решал ряда проблем курортного дела. В нем не были раскрыты взаимоотношения государства (как владельца курортных земель, ресурсов и т.д.) и пользователя (санаторно-курортные организации и прочие курортные объекты), не отражены вопросы налогообложения, лицензирования, курортного строительства, развития курортной инфраструктуры, управления и координации курортной деятельности. В результате, имеют место факты строительства коттеджей, бензоколонок и других, несвойственных курорту, предприятий в пределах зон горно-санитарной охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей (район Адлера в г. Сочи, курортные парки КМВ, строительство морского порта в Геленджике, изъятие под трубопроводы пляжных территорий в районе г. Новороссийска и на побережье Финского залива и т.д.).

Федеральный закон № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" также лишь затрагивает общие требования к порядку определения и использования лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Санаторно-курортные учреждения, как любые хозяйствующие субъекты в нашей стране, функционируют в условиях рыночной экономики, поэтому все позитивные и негативные стороны рыночных отношений полностью распространяются на отношения в сфере курортного дела. Изменение формы собственности курортных организаций, ослабление контроля над использованием природных лечебных ресурсов привело к возрастанию стоимости и уменьшению доступности санаторно-курортных услуг для населения, необоснованному уменьшению объема использования природных лечебных факторов в практике работы курортов.

В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику работы курортных организаций современного технологического оборудования. Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.

До настоящего времени отсутствуют, утвержденные в установленном порядке, научно-обоснованные медико-экономические стандарты и критерии для проведения лицензирования медицинской деятельности санаториев.

Современный уровень развития мировой медицины требует объективной оценки (по критериям доказательной медицины) эффективности санаторно-курортного лечения, а также совершенствования имеющихся и разработки новых оздоровительных и лечебных методик.

Требует особого внимания вопрос подготовки и переподготовки кадров на основе новых образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.

Необходимо сохранение исторически сложившегося в России использования курортов в первую очередь для целей медицины. Россия имеет свой, оригинальный в мировой практике, научно-практический потенциал в становлении и развитии курортного дела. Претворение в жизнь основных положений Концепции позволит не только в определенной степени восстановить утраченные в период перестроек всемирно признанные научно-практические достижения в медицинской курортологии, но и значительно расширить сферу санаторно-курортного лечения и оздоровления. При этом предполагается максимально использовать новые экономические возможности, основанные на инвестиционной политике.

Минздравом России были существенно обновлена нормативная правовая база организации санаторно-курортной деятельности, в части медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения на курортах России, по организации отбора и направления больных на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение, по организации долечивания в санаториях после стационарного лечения, по санаторно-курортной реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Профильными научно-исследовательскими учреждениями был разработан целый ряд новых эффективных технологий санаторно-курортного лечения и оздоровления, которые требуют обновленных механизмов их внедрения в практику санаториев.

Количество санаторно-курортных учреждений в России по данным на 1 января 2002 года составило 2,4 тысяч здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек. Вместе с тем, санаторно-курортный комплекс в стране не имеет единой структуры, здравницы рассредоточены между различными министерствами, ведомствами, общественными организациями и акционерными обществами, что существенно затрудняет координацию их деятельности.

Особенностью российской санаторно-курортной сферы является тот факт, что до последнего времени около 80% всех реализуемых путевок на санаторно-курортное лечение оплачивалось за счет средств обязательного социального страхования. Таким образом, в 2000 году было приобретено 2 млн. путевок для работников и членов их семей. В 2001 году отмечалось снижение загруженности санаториев, что связано с уменьшением средств, заложенных в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, на санаторно-курортное лечение работающих граждан (1 млн. 623 тыс. путевок). В 2002 году уровень обеспеченности работающих граждан путевками снизился почти в 4 раза по сравнению с предыдущим годом. В соответствии с Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003г" с 1 января 2003г финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей, а также участников Великой Отечественной войны вообще не предусмотрено. По оценкам экспертов данная ситуация помимо лишения сотен тысяч российских граждан возможности получения льготных путевок на санаторно-курортное лечение, может привести к кризисному состоянию курортных регионов, где санаторно-курортная деятельность является градоформирующей отраслью экономики, и поставить под угрозу дальнейшее существование ряда здравниц.

Все вышеизложенное показывает, что в настоящий момент существует острая необходимость в срочном порядке наметить и осуществить комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала курортной сферы и формирование современного курортного комплекса, способного решать как медико-социальные задачи обеспечения доступной населению, эффективной санаторно-курортной помощью, так и экономические проблемы формирования сферы курортного дела. При этом следует учитывать, что упадок курортного дела в России, безусловно, стал одним из важных факторов ухудшения показателей здоровья нации. В этих условиях восстановление системы санаторно-курортного лечения и оздоровления, доступности его для основной массы населения, возрождение российских курортов представляется важной общенациональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня общественного здоровья народа.

Главной целью государственной политики развития курортного дела является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.

В качестве основных задач и направлений государственного регулирования в этой сфере могут рассматриваться:

* восстановление и развитие системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности санаторно-курортных учреждений; организация службы восстановительной медицины в системе Минздрава России; разработка и совершенствование необходимых нормативно-правовых документов;
* разработка и реализация научно-практических программ по совершенствованию первичной и вторичной профилактики заболеваний; разработка и внедрение новых лечебно-оздоровительных технологий на основе эффективного применения природных и преформированных физических факторов;
* сохранение и развитие природных лечебных ресурсов; экологический контроль за состоянием курортных местностей;
* совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортной деятельности;
* улучшение материально-технической и научно-методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений.

Концепция рассчитана на проведение в жизнь практических решений по улучшению курортного дела в России, отражает интересы санаторно-курортных учреждений, организаций, предприятий и государства в целом, помогая в преодолении общих социальных проблем и экономической стабилизации страны.

Государственная политика в курортном деле основывается на приоритетности решения социальных проблем общества, одной из которых является санаторно-курортная помощь населению страны, и строится на следующих принципах:
* доступность санаторно-курортной помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
* приоритет оздоровительных и профилактических мер в области курортного дела;
* поддержки курортологии как науки, изучающей природные лечебные факторы и разрабатывающей эффективные методы их медицинского применения;
* консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ развития курортного комплекса Российской Федерации;
* многоуровневый подход к организации оздоровительных, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий на курортах с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических потребностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
* единство всей системы курортного дела независимо от территориального и ведомственного разграничения;
* единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы курортного дела;
* содействие превращению санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в высоко рентабельную и конкурентоспособную отрасль её экономики.

Способы государственного регулирования в курортном деле предусматривают:
- создание нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в курортном деле;
- разработку стандартов санаторно-курортных медицинских и сервисных услуг, перечня технических сооружений и устройств, обеспечивающих реализацию этих услуг;
- содействие в предоставлении в максимальных объемах санаторно-курортных медицинских и сервисных услуг на внутреннем и мировом рынках;
- защиту прав и интересов граждан в период осуществления ими санаторно-курортного лечения и пребывания на курорте, обеспечение их безопасности;
- лицензирование медицинской и других видов санаторно-курортной деятельности;
- разработку и реализацию правительственных планов и федеральных целевых программ развития курортного дела в стране;
- создание благоприятных условий для инвестиций в курортное дело;
- установление экономически выгодных правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из неё и пребывания на её территории для иностранных граждан, пользующихся услугами санаторно-курортного комплекса России;
- снижение транспортных тарифов и предоставление льгот для граждан, имеющих социальные путевки на санаторно-курортное лечение;
- содействие кадровому обеспечению санаторно-курортных и внекурортных лечебно-профилактических организаций;
- развитие научных исследований в курортном деле;
- иные способы, применяемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Экономическая эффективность и окупаемость от реализации концепции оцениваются исходя из показателей эффективности курортного оздоровления и лечения: сокращение количества дней временной нетрудоспособности в 2,3-3 раза; уменьшение потребности в госпитализации в 2,4 раза; сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6-3 раза; уменьшение выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1,8-2,6 раза; снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих в 2-3 раза.

В результате реализации Концепции значительно улучшится экологическая обстановка на курортных территориях и в окружающих их районах, что, в свою очередь, послужит оздоровлению постоянно проживающего в этих местах населения. Осуществление мероприятий обеспечит экономическую стабильность и увеличит прибыльность всего санаторно-курортного комплекса, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить общий уровень санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособность на международном рынке.

В этих условиях разработка концепции государственной политики в сфере курортного дела является чрезвычайно своевременной и актуальной.

Разрабатываемая Концепция определяет основные цели и направления государственной политики развития курортного дела в России, создавая основу для разработки конкретных планов и программ по ее реализации.

Вверх