Союзкурорт

Сохраняем традиции
санаторно-курортного дела с 1932 года!
Мы идём в ногу со временем!

Погода

Яндекс.Погода

Мы в ВКонтакте

Gelendgikpark

История Пятигорска

История Пятигорска, как города-курорта начинается с 1803 г., когда его горячие минеральные воды были признаны специальным правительственным указом лечебными, и на их основе было решено создать курорт. Начальным русским поселением возле источников была Константиногорская крепость, основанная в 1780 г.; затем в непосредственной близости возникло Горячеводское поселение, которое и послужило основанием будущего города Пятигорска. Горячеводск постепенно застраивался - первый дом в будущем Пятигорске был выстроен в 1812 г., в 1825 г. уже насчитывалось 65 домов. Среди них было только одно каменное здание, остальные - деревянные, турлучные и утепленные балаганы. К 1829 г. было построено 76 домов; кроме того, 59 домиков у подошвы горы Горячей на берегу Подкумка образовали Кабардинскую солдатскую слободку.

В 1830 г. на воды приехало до 1500 человек - рекордная цифра для того времени; тогда вновь остро почувствовалось несоответствие между ростом популярности молодого курорта и темпами его строительства 14 мая 1830 г. разросшийся поселок Горячеводск по правительственному указу был возведен в степень уездного города под современным названием Пятигорск. Название Пятигорье закрепилось за всей северной частью района Кавказских Минеральных Вод. В 1831 г. был утвержден новый план застройки города и объявлено о льготах желающим поселиться в Пятигорске. В 1837 г. в Пятигорске насчитывалось 400 домов, жителей было более тысячи. Под строительство города отводилось 110 десятин (около 100 га) к западу от источников. В 1846-1848 гг. в Пятигорске была построена Михайловская галерея из дерева в мавританском стиле. Ее строили солдаты из охраны курорта по проекту С. И. Уптона. Здание было красивое, внутри находился большой зал. Каптажи питьевых бюветов находились внутри и около галереи. Сожженная в 1943 г. фашистами галерея была восстановлена в 1955 г. с сохранением в основном своего облика. В настоящее время в ней находится курортный музей, в котором собраны многочисленные ценные материалы по истории архитектуры Кавказских Минеральных Вод. Галерея является памятником архитектуры.

Начало государственного строительства на курортах Кавказских Минеральных Вод обычно связывают с именем генерала А. П. Ермолова, который командовал русскими войсками на Кавказе. Человек прогрессивных взглядов, он горячо поддерживал всякие начинания, способствующие возвеличиванию России. Прибыв в район Кавказских Минеральных Вод и обнаружив бедственное состояние отечественных курортов, Ермолов принял деятельное участие в их благоустройстве. Первым делом он приказал сломать пришедшие в ветхость ванны на площади Горячего источника и построить новую деревянную купальню, которая получила название Ермоловской и просуществовала до 1874 г. Правильно оценив большое будущее Кавказских Минеральных Вод Ермолов не мог смириться с беспорядочной застройкой участков вблизи источников. По его представлению в 1822 г. была учреждена особая строительная комиссия, а для руководства строительными работами в Горячеводск приглашаются архитекторы братья Джузеппе и Джованни Бернардацци, оставившие о себе добрую славу первых строителей будущего Пятигорска. Все постройки этих архитекторов исполнялись в стиле классицизма. Строительной комиссии вменялось в обязанность составление проектов и руководство сооружением зданий, впоследствии на нее было возложено и управление Кавказскими Минеральными Водами. На строительные работы впервые были отпущены крупные средства - 550 тыс. рублей. Для сооружения ванных зданий и гостиниц на Водах назначались команды солдат из Константиногорской и Кисловодской крепостей. В 1824-1825 гг. к Горячеводску проложили новую дорогу из Георгиевска, значительно сократившую и облегчившую путь на курорты из центральных районов России. Проходила она по западному склону горы Машук.

Здание казенной гостиницы было заложено 5 июня 1824 г. архитекторами Бернардацци; окончено строительство в 1826 г. Это великолепное сооружение с круглыми колоннами во времена М. Ю. Лермонтова называлось "Ресторацией". Здание было построено из машукского камня в ионическом стиле по проекту архитектора академика Шарлемана и являлось первым общественным зданием на курорте. Этими же архитекторами в 1826-1831 гг. у горы Горячей было возведено первое одноэтажное каменное здание Николаевских, ныне Лермонтовских, ванн на 16 кабин в строгих формах классической архитектуры первой четверти XIX столетия. Николаевские ванны были лучшие на курорте, в настоящее время являются архитектурно-художественным памятником. По проекту архитектора Клепина у Сабанеевского источника были построены Ново- Сабанеевские (ныне Пушкинские) Верхние и Нижние Ванны (1901 г.) и ниже них - по проекту архитектора А. И. Кузнецова - Тиличеевские(Пироговские) ванны. Братьями Бернардацци в 1826 г. в центре "Цветника" было воздвигнуто трехэтажное здание - одно из старейших в Пятигорске - дом для неимущих офицеров (ныне в нем располагается курортная поликлиника).

После 1823 г. заселение Горячеводска пошло несколько быстрее. Многие жители Георгиевска вместе с домами стали переселяться в Горячеводск, предвидя большие выгоды от сдачи комнат приезжающим на воды. С ростом Горячеводска Константиногорск приходил в упадок. Крепость теряла свое значение, а несколько хижин, лепившихся вокруг нее, больше не привлекали к себе посетителей из-за дальности расстояния от вод. Постепенно исчезли у источников и калмыцкие кибитки, хотя нужда в жилых помещениях все еще была большая. На месте болота у подножия горы Горячей появился бульвар, обсаженный липами, который стал застраиваться домами хорошей архитектуры. На горе у Елизаветинского источника был разбит парк, начались посадки деревьев на территории теперешнего парка "Цветник" - излюбленного места отдыха и развлечений курортников. У верхних источников был разбит парк в английском стиле - Емануелевский, по имени генерала, сменившего в 1826 г. Ермолова на посту командующего кавказской линией и также много способствовавшего делу устройства вод. На самой высокой точке Внутреннего хребта появилась красивая беседка с музыкальным названием "Эолова арфа", построенная архитекторами Бернардацци в 1831 г., а в Цветнике - романтический "Грот Дианы" (1828 г.) со скамьей, высеченной в скале. Все это украшало и поэтизировало довольно суровые места курорта. Тогда же был сделан подземный сток воды из Ермоловских, Николаевских и Елизаветинских ванн, что способствовало содержанию улиц в чистоте, проложена дорога на Машук, начато строительство водопровода из источников горы Бештау, которое длилось чуть ли не 30 лет, но так и не было полностью закончено.

На месте старого деревянного здания возле популярного Елизаветинского источника архитектором С. И. Уптоном была воздвигнута (1847-1849 гг.) из машукского камня Елизаветинская галерея (ныне Академическая), сохранившаяся до наших дней Стройные очертания галереи с аркой хорошо вписываются окружающий пейзаж. С площадки, на которой расположена галерея, открывается чудесный вид на город и снежные вершин) Кавказского хребта.

В 1858 г. на деньги купца Лазарина был пробит туннель к озер Провал - интересному и своеобразному творению природы. В 1890 г. от Юцкого источника в город провели водопровод, что дало возможность улучшить благоустройство города, производить регулярную поливку улиц, построить фонтаны в Елизаветинском Николаевском цветниках, в городском сквере (существует поныне) у стены Лермонтовского сквера, в казенном саду на горе Горячей. В 1893 г. курорты КМВ были соединены между собой железной дорогой.

Некоторое оживление строительства и благоустройство город произошло в начале XX в. В 1903 г. Пятигорск электрифицируется проводится линия трамвая, связывающего центр курорта с остальной частью города и вокзалом. В 1904 г. в Пятигорске насчитывалось уже 2000 домов, владельцы которых сдавали внаем приезжающим больным до 6000 комнат. Доходы от эксплуатации жилого фонда и повышающиеся требования приезжающих содействовали развитию жилищного строительства в виде капитальных каменных и кирпичных домов с максимальными по тому времени бытовым удобствами.

В период 1902-1914 гг. на курорте построили ряд новых ванны зданий красивой архитектуры. К ним можно отнести два корпус (1901 г.) Ново-Сабанеевских (ныне Пушкинских) ванн. В 1914 г. вступила в строй грязелечебница, которая была построена в стиле неоклассицизма по проекту академика М. М. Перетятковича.

В 1900 г. рядом со старым, одноэтажным зданием Теплосерных ванн, построенных в 1869 г. архитектором С. И. Уптоном из машукского известняка, возводится новое двухэтажное здание водолечебницы (ныне нижняя радоновая лечебница), которое с первых дней стало украшением курорта. В парке "Цветник" строится Лермонтовская галерея с летним театром, музыкальной эстрадой и большим залом для пребывания больных. Галерея, изготовленная в Варшаве акционерным обществом, была куплена на Нижегородской ярмарке и доставлена оттуда в разобранном виде. Это красивое прямоугольное здание, легкое, длиной 120 ми шириной 18 м состоящее из металлических конструкций, цветного стекла, украшенное башенками и выкованными вручную декоративными деталями. Галерея была открыта 15 июля 1901 г. В 1986 г. галерею реставрировали.

В районе Провала в Пятигорске было построено много дач, предназначавшихся их владельцами для целей эксплуатации. В своем большинстве это были красивые капитальные постройки. Число домов в Пятигорске в 1912 г. превышало 3 тыс., а количество жителей доходило до 32 тыс. человек. Значительное внимание администрацией курорта и городским управлением уделялось вопросам санитарии и благоустройства города, озеленению территории, мощению улиц, содержанию их в чистоте. В 1912 г. началась постройка канализации, в городе работали городская и курортная санитарные организации, осуществлявшие санитарный надзор. В 1913 г. заканчивается постройка городского театра по проекту талантливого зодчего А. И. Кузнецова. Это большое, капитальное, красивой архитектуры здание и сейчас является одним из центров культурной жизни города-курорта. В 1915 г. был установлен обелиск с горельефом поэта на месте дуэли М. Ю. Лермонтова. Его автор - скульптор В. М. Микешин. Обелиск заменил временный памятник, установленный в 1901 г. В городском сквере в 1889 г. был сооружен по проекту скульптора А. М. Опекушина памятник М. Ю. Лермонтову высотой вместе с постаментом 5,65 м.

Вверх