Союзкурорт

Сохраняем традиции
санаторно-курортного дела с 1932 года!
Мы идём в ногу со временем!

Лечебный туризм скорее жив, чем мертв

Заказать тур

Лечебный туризм скорее жив, чем мертв

Леонид ТАРАСОВ (N46 от 25.11.1998)
"Ты что, больной?" - достаточно привычное для России ругательство. Быть больным - значит быть неполноценным, раздражая этим окружающих. И прежде всего наших врачей. При всей дороговизне неделя-другая интенсивного лечения в частных клиниках Швейцарии, Германии или Израиля могут обойтись вам дешевле многомесячного вялотекущего - в России. А что говорить про отношения лечащего врача с больным! Дело не просто в вежливости, а в том, что за границей вам подробнейшим образом все объясняют, а не оставляют после долгого лечения один на один с диагнозом, понятным только посвященным в профессиональный сленг таинственных цифр и непонятных слов.

Не удивительно, что до недавнего времени каждый девятый российский турист выезжал за рубеж не отдыхать, а лечиться. Но статистика - вещь весьма обманчивая. Лечебный туризм в 99 случаях из 100 - слегка замаскированная санаторно-курортная его разновидность. Отдых, одним словом.

Турфирмы, практикующие эту разновидность и оставшиеся в живых после августа, сейчас потихонечку переакцентируют свою деятельность в сторону внутреннего рынка. Так что мечта Петра I о бурном развитии российских курортов на "марциальных лечительных водах" не так уж далека от реальности (хотя сам Петр почему-то предпочитал Европу).

Рынок не курортного, а лечебного туризма в России - достаточно узкий, а сам лечебный туризм - не самый высокодоходный вид туристического бизнеса, несмотря на цены. Можно даже сказать, что на плаву он держится во многом не благодаря больным, а благодаря туристам, считающим престижным заниматься общим оздоровлением, например, курсом ревитализации именно в Швейцарии. И рассказавшим потом об этом своим знакомым.

Выбор стран пока довольно ограничен. Несмотря на медицинскую экспансию Израиля, постоянный рост доли Германии, Франции, Чехии и появление новых направлений, клиники Швейцарского озера по-прежнему впереди. Здесь лечат практически все. Но страждущему не мешает помнить, что практичные швейцарцы согласны принять клиента хоть с церебральным параличом (который лечится или не лечится годами), лишь бы деньги платил.

И поэтому тратить свои кровные $6.000 за стандартный курс следует с умом. Иначе говоря, обращаться в солидные фирмы, специализирующиеся на лечебном туризме, а не в те, что готовы послать своего клиента куда угодно и к кому угодно. И, как ни смешно это звучит, руководствующиеся не одной только туристической логикой (удовлетворением пожеланий клиента), но и медицинской этикой - то есть заботящиеся о целесообразности лечения своего клиента. А это встречается далеко не всегда.

В противном случае ситуация, когда обратившийся за медпомощью не только переплатит втридорога, но потом, в России, еще и займется перелечиванием, до противности реальна. И даже поехав лечить зубы в Швейцарию, вы не застрахованы от того, что потом, в Москве, проклиная все на свете, не станете свои зубы переделывать. Такие случаи бывали.

Московских фирм, которым можно доверять, совсем не так много, как может показаться читающим рекламные объявления. Десяток-полтора (по оценкам специалистов), плюс представительства частных клиник. На российский рынок они не ориентируются, потому что в них работают профессионалы, прекрасно знающие организационные возможности отечественного здравоохранения. Хотя опыты по освоению внутреннего рынка лечебного туризма были.

Не так давно в Москве осуществлялся проект по оказанию тех же туристических и медицинских услуг, что и в западных клиниках. Уровень столичной медицины это позволяет, а желающих, что в России, что в ближнем зарубежье - хоть отбавляй. Но от затеи пришлось отказаться: провести оперативное и интенсивное лечение в сочетании с высококлассным сервисом и в Москве не удалось из-за постоянных сбоев. Лечение осталось вялотекущим. В результате деньги получились "швейцарскими", а результат - "как всегда".

Врачи (действующие и бывшие) представлены в фирмах по-разному. Бывает, что они занимаются не только консалтингом, но и самой организацией лечебных туров, как в одной из ведущих и специализирующейся исключительно на лечебном туризме Медицинской компании MC Group. Или же фирма нанимает специалиста для традиционной работы с клиентами. В многопрофильном "Бюро путешествий в Петровском пассаже", например, специализирующемся кроме Швейцарии на частных клиниках Германии, Израиля, Франции и других направлениях, менеджер по лечебному туризму подчеркивает, что она именно "менеджер, а не врач", несмотря на медицинское образование. Во избежание возможных претензий.

Конечно, медик в штате - не панацея, поддержка "медицинского имиджа" может быть достаточно очевидным ловким ходом, только дезориентирующим клиента, ведь отвечать за качество лечения будет не турфирма, а принимающая сторона. И всем ясно, что судиться с частной клиникой, находясь в России,- дело безнадежное или слишком дорогое.

Но кое-какие шансы выяснить добросовестность фирмы у вас есть. Так, в серьезном заведении обстоятельный разговор не только о пожеланиях клиента, но и о целесообразности лечения за рубежом - обязателен. Конечно, эта консультация может оказаться сомнительной, поскольку она по определению не должна вступать в противоречие с коммерческими интересами фирмы.

А если говорить более конкретно, то никакая уважающая себя фирма не направит вас лечиться за рубеж без дополнительного обследования по диагнозу предполагаемого лечения. И коли вас с легкой душой посылают на лечение без него или по выписке из районной поликлиники, лучше сразу меняйте фирму. Случаи нелепого попадания мнимого больного в ненужную ему швейцарскую клинику - встречаются. Достаточно объективный критерий серьезности фирмы, занимающейся лечением за рубежом, - это выполнение ею всего комплекса услуг. Направления на диагностику, консультации у врачей, представляющих клинику, выбор оптимального места для обследования и лечения, а также перевод медицинской документации, переписка с клиниками... Очень важен и стаж фирмы в столь специфическом виде туризма.

Поводы для обращения в турфирмы, специализирующиеся на лечебном туризме, тоже могут быть самые разные. Помимо традиционно популярных оздоровительных курсов и пластической хирургии в клиниках Швейцарии и Израиля, спросом пользуются акушерские услуги, урология. Относительно много родителей с детьми, что понятно. За здоровье своего ребенка большинство согласны заплатить любые деньги.

Вот только с деньгами у потенциальных клиентов сейчас туго. $$5.000-6.000 за стандартный курс может позволить себе не всякий представитель среднего класса. Точнее, мог позволить себе раньше. Клиентов стало в 2-2,5 раза меньше.

Да и зима на носу. Желающих лечиться зимой, особенно в январе и феврале, почему-то не так много, как в другое время года.

Представители фирм не скрывают озабоченности будущим, но бизнес все же не сворачивают. Не только потому, что надеются на улучшение материального положения своих клиентов, а потому, что лечебный туризм стал абсолютно необходимой частью не только туризма, но и нашей жизни.

Здоровье дороже денег, даже если их и нет.

/Отдых/

Заказ тура

Заполните поля формы и с Вами обязательно свяжутся по телефону или электронной почте.

* — поля, обязательные для заполнения

Вверх